Новый путь - Бирилюсская районная общественно-политическая газета

Вторник, 20 Февраля 2018 02:48:35 +0300


  Новости   |   Здоровье   |   Сельхоз   |   Надзор   |   Спорт   |   Образование   |   Рекламодателям   |   Реклама   |   Официально

Речь как основа основ

В наш век большинство детей дошкольного возраста имеет проблемы с речью


Автор: Мария Бабич   |   25 Дек. 2017    |   Рубрика: Социум

Далеко не каждый родитель знает, что даже несерьезные трудности с речью позже выливаются в более серьезные проблемы развития ребенка. И чтобы этого не случилось, мамам и папам следует уделять больше внимания тому, как говорят их дети.

О том, какова ситуация с речевым развитием дошкольников в Бирилюсском районе корреспонденту «НП» рассказала Ирина Николаевна КОРОБЕЙНИКОВА, учитель-логопед детского сада «Колокольчик».

 

- Детей с очень тяжелыми нарушениями речи, которые в 4 года говорят всего пару слов, у нас мало. Проблема наших дошкольников в том, что они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, не умеют делать описательные рассказы, не умеют работать с сюжетными картинками, а главное - не могут формировать и высказывать свои мысли. Кроме того, наши дети не различают схожие по звучанию слова (коза - коса), что потом выливается в дисграфию (ошибки при письме), у них нарушен лексико-грамматический строй речи (не могут уловить разницу между словами «карандаш - карандаши»), а также у них нарушено звукопроизношение (шапка - «сяпка», или рыба - «либа»). И причина всему этому - отсутствие общения в семье.

 

Все проблемы из детства

Очень часто я слышу такое выражение: «Не беда, что ребенок в 3 года не говорит. Вот пойдет в детский сад - сразу научится». Согласна, вынужденно ему, так или иначе, придется заговорить, чтобы его понимали. Но, ведь его словарный запас в этом возрасте уже ниже возрастной нормы, и здесь вина родителей, поскольку заниматься с детьми нужно еще до детского сада, а конкретнее - прямо с пеленок. Это обязанность мам и пап, это тяжелая и кропотливая работа во благо своего чада. А что делают наши родители? Они подстраиваются под детей. Ребенку стоит только пальцем показать, и родители уже понимают, что ему нужно, не спрашивая: «Что ты хочешь, скажи?». Ребенок должен учиться говорить, а родители снимают потребность в общении, вроде бы облегчая ему жизнь. Но на самом деле они наносят ему непоправимый вред.

Или наоборот: идет ребенок с мамой из детского сада, и рассказывает ей, как прошел его день. А мама, вместо того, чтобы поддержать беседу, говорит: «У меня итак голова болит, и ты еще что-то там бормочешь». Родители сами же заглушают у ребенка желание разговаривать и высказывать свое мнение. А потом, уже учась в школе, на вопрос «Кто пойдет отвечать?», он будет неуверен в себе и никогда не поднимет руку. И чтобы раскрепостить его уже в таком возрасте, нужно будет проделать огромную работу.
При этом наши дети настолько несамостоятельные, что они не могут сами завязать шапку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки. А все почему? Да потому, что родители сами блокируют детей запретами «не так делаешь», «упадешь», «не говори, что попало», «дай, я сама», делая своих детей нерешительными и несмелыми, что всегда влияет на речь.

 

Вместо мультиков - сказки

Как я уже сказала, заниматься с ребенком нужно с рождения. Надо чаще разговаривать с ним, включать детские песенки, читать небольшие стихи, рассказывать сказки, а также развивать мелкую моторику. Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не знают стихи Агнии Барто; от самих же детей я узнаю, что им не читают книги, заменяя сказку перед сном мультфильмами. Даже простых потешек, подобных «Сороке-вороне», они не знают. А когда у ребенка начинается период, когда он все спрашивает у своих родителей (его еще называют «период почемучек») сами же мамы и папы отмалчиваются, не задумываясь над тем, что это очень отдаляет детей от родителей, а их желание узнавать новое притупляется.

 

Советы родителям

Чтобы ребенок рос открытым, любознательным и уверенным в себе, с ним нужно постоянно говорить. При этом речь должна быть медленной, четкой и интонированной, то есть - выразительной. Все свои действия надо озвучивать: «Сейчас я достану тарелку, налью суп, и мы будем кушать». А если ребенок говорит неправильно, его нужно обязательно поправлять, только не ругая: «Подожди, сынок. Разве мы говорим «сяпка»? Правильно будет «шапка». И обязательно хвалить ребенка, поскольку все дети любят одобрение, для них это главное. Кроме того, нужно больше читать своим детям, причем, читать книги по возрасту. И, конечно, больше играть с ними, ведь хорошая игра - это развитие. Таких игр - превеликое множество. Дети очень любят кукольный театр и театр теней; они обожают играть с крупой, мукой, и особенно с фасолью разных цветов; им нравится работать с ножницами (обязательно под присмотром взрослых). Главное - играть, а не занимать их время просмотром телевизора или игрой в компьютер.

Иногда можно ставить детей в затруднительное положение, спрашивая у них значение незнакомых или редко употребляемых слов, что они тоже очень любят (супница, чернильница, загадочный ). Или учить их понимать предлоги через игру, например: «Где же потерялся котик? Он, наверное, залез под стульчик». Ребенок начинает искать котика, и уже запоминает предлог «под» (кстати, многие дети не знают простых предлогов «под», «за», «перед», «около», и особенно тяжелый для их понимания предлог «между»).

Еще одна беда нашего века - отсутствие общения у детей. Вы посмотрите, на улицах - пусто. Дети не строят снежных замков, не играют в лапту, одним словом - не общаются. Поэтому нужно чаще ходить в гости, невзирая на отсутствие времени.

 

И, конечно, родителям всегда нужно помнить, что дети идут путем подражания окружающим. И поскольку они еще не в силах оценивать себя, мамам и папам нужно быть для них хорошим примером, а их речь - образцом для подражания.





    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:





-а___зи'_ Adobe Flash Player

    НОВОСТИ
    ФОТОРЕПОРТАЖИ

    ОПРОС
Что бы Вы хотели изменить в газете?

Не хватает фактов.
Надо больше фотографий.
Надо больше писать о простом народе.
Не хватает полезной справочной информации .
Не хватает детской странички.



Просмотреть все опросы
    ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 22 Янв. 2018 05:11:03 +0300
Мария добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 12:59:16 +0300
Алина добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 12:34:49 +0300
Соловей добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 08:24:39 +0300
Мария добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Чт., 18 Янв. 2018 14:25:56 +0300
ВасЕлий добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?



Наверх | На главную

Официальный сайт газеты «Новый путь». Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации. Номер свидетельства ЭЛ№ ФС 77–69004 от 07.03.2017 г.