Новый путь - Бирилюсская районная общественно-политическая газета

Понедельник, 19 Февраля 2018 20:33:07 +0300


  Новости   |   Здоровье   |   Сельхоз   |   Надзор   |   Спорт   |   Образование   |   Рекламодателям   |   Реклама   |   Официально

Подари мне платок

Вы замечали, как расцветает народное гуляние на Масленицу, когда женщины и девушки всех возрастов украшают себя цветными узорчатыми платками и шалями?


Автор: Елена Обухова   |   22 Март 2015    |   Рубрика: Общество

Яркие цвета и узоры вносят в серую обыденность будней элемент праздника, поднимают настроение, подчеркивают красоту лица. А весной легкие шейные платки добавляют образу сибирских красавиц шарм и очарование.

 Символ замужества

 

 Платок являлся во все времена олицетворением чистоты, нравственности и скромности, а еще подчеркивал социальный статус обладательницы.

История платка на Руси берет свои корни в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце – убрус. Его шили и из полотна, и из шелка, украшали в зависимости от достатка – камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой; носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества. В 17 веке началось «массовое», мануфактурное производство платков и шалей, в основном, в Поволжье. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе.

В Российскую Империю античные шали и палантины впервые были привезены из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство и в России. Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла. Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из13 граммовтакой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков – тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного.

 Узор цветочной карусели

 

 В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову. Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, где впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно.

В советское время платок был главным головным убором женщин и девушек. Помню в детстве, нам, то есть детям, всегда под шапки в зимнее время одевали платок. Может, поэтому и болели мы раньше меньше. Платок раньше даже входил в комплект для новорожденного. Этот атрибут дамского наряда занимал особое место в гардеробе русской женщины. Где бы женщина не находилась: на работе или на отдыхе, с ней всегда был платок. Менялся только фасон платка и ткань из которой он был изготовлен. Более нарядные, такие как павлопосадские платки, одевались только в торжественных случаях.

 Возвращение к истокам

 

 В настоящее время шали и платки с цветочным орнаментом стали вновь пользоваться огромной популярностью у отечественных модниц. Платки и шали во все времена были изысканным аксессуаром практически к любому наряду, подчеркивая неповторимый стиль своей обладательницы. Но кроме своего обычного применения, этот шедевр народного промысла в последнее время российские рукодельницы все чаще используют в качестве материала по пошиву оригинальных и неповторимых по своей красоте платьев и блузок, сарафанов и юбок. Тем самым, этот атрибут национального русского костюма еще раз демонстрирует нам свою неповторимость и многогранность.

 Подготовила Елена ОБУХОВА

 

На фото: 70-е годы. На вручение подарков доярки надели лучшие платки

 





    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:





-а___зи'_ Adobe Flash Player

    НОВОСТИ
    ФОТОРЕПОРТАЖИ

    ОПРОС
Что бы Вы хотели изменить в газете?

Не хватает фактов.
Надо больше фотографий.
Надо больше писать о простом народе.
Не хватает полезной справочной информации .
Не хватает детской странички.



Просмотреть все опросы
    ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пн., 22 Янв. 2018 05:11:03 +0300
Мария добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 12:59:16 +0300
Алина добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 12:34:49 +0300
Соловей добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Пт., 19 Янв. 2018 08:24:39 +0300
Мария добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?

Чт., 18 Янв. 2018 14:25:56 +0300
ВасЕлий добавил(а) комментарий к статье: Чем «в гостях» лучше?



Наверх | На главную

Официальный сайт газеты «Новый путь». Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации. Номер свидетельства ЭЛ№ ФС 77–69004 от 07.03.2017 г.